Главная » Статьи » Мои статьи

О поэтическом прочтении благоговения

О поэтическом прочтении благоговения


 Однажды в споре мой оппонент заявил, что благоговение содержит в себе элемент рабского преклонения перед абсолютно высшим. Первая моя реакция была такова: «Пойми, коль сможет, органа звук глухонемой» (Ф.Тютчев). Я воспринял эту точку зрения как совершенно неэкзистенциальную. Но потом все-таки залез в словари  и убедился, что неприемлемое для меня высказывание опирается на весьма традиционное понимание: «Благоговеть – страшиться и покоряться; смиряться  в ничтожестве своем перед высшим; оказывать кому безусловное уважение и повиновение; раболепствовать; признавать и безмерно ценить чьи достоинства» (В. И. Даль). У С.И Ожегова короче и проще, но тональность тоже какая-то рационалистическая: «Благоговение – глубочайшее почтение». И тогда я обратил критический пыл на самого себя: почему же я под благоговением понимал всегда нечто совсем иное?

   В этом слове я совершенно не слышал «говение» - вместо него звучало что-то вроде «веяния»: благовеяние. Нежное веяние гармонии и красоты – и, если преклонение,  то только перед ними.  Опять-таки – какое преклонение: не падать на колени перед тем, кого страшишься, но преклонять колено перед любимой. Восторг пантеистического чувства единства с этим прекрасным миром, переживания своей сопричастности к нему через его благое веяние в моей душе.

   Но я не только чувствующий поэт, но и размышляющий философ. А потому  не мог ограничиться констатацией того, что, мол, понимал слово «не так», допускал поэтическую вольность. Захотелось заглянуть глубже. Какое же общее отношение к миру стоит за таким прочтением? Думаю, что это особое религиозно-эстетическое переживание, фундаментальный настрой, который я называю «чувством безбрежности».  Мир противоречив и неоднороден, в нем – в целом на равных – противостоят добро и зло. От зла веет – нет, несёт! – зловещим холодом, порождающим в душе страх, ненависть, насильно навязанную заботу (в общем, фундаментальное настроение ужаса, если по Хайдеггеру). Благом же веет добро: это твой лес, твое небо, твоя музыка; ты их бескорыстно любишь, и они тебя принимают. Доброе начало, добрая духовная основа мира не наказывает и не грозит – оно обнимает тебя своей любовью, а ты припадаешь к нему как Антей к Гее. Требования к себе ты предъявляешь  сам, когда чувствуешь себя недостойным этой всеобъемлющей любви. И справедливое наказание  осуществляют конкретные социальные и природные структуры. Издевательство же и угнетение, всяческий беспредел осуществляет зло, его социальные и природные воплощения, те люди и существа, которые сопричастны именно духу зла. С миром, от которого веет благом, ты готов слиться; мир, несущий зло, заставляет тебя ощетиниваться.

    Адекватное чувство меры не позволит человеку провозглашать себя центром мира и венцом творения, он трезво осознает свое несовершенство и масштабы своих возможностей.  Но раболепная демонстрация своей ничтожности, благоговение перед тем, чего страшишься, представляется мне внутренне лицемерным. Объявишь начальника «святым»  - и унижаться перед ним не стыдно, и благодарить за, якобы,  даруемые им блага хочется. Но подлинное благо веет бескорыстно  и тихую радость рождает в душе.

В. Сагатовский.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Sagatovskij (18.07.2013)
Просмотров: 681 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: